ГКУ «Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства»

191311, Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3, офис 3-166, 3-167, 3-170.

Телефон: 8 (812) 576-64-06

Электронная почта: office@813.ru

Сайт: 813.ru

Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области

191311, Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3, офис 2-164

Телефон: 8 (812) 710-00-16

Факс: 8 (812) 710-00-18

Электронная почта: small.lenobl@lenreg.ru

Сайт: small.lenobl.ru

Линия прямых обращений

8 (812) 576-64-06

Что делать, если права предпринимателя нарушены?

Есть несколько законных способов защиты Ваших прав, нарушенных в ходе предпринимательской деятельности прав бизнесмена - путем обращения:

  • в вышестоящий орган по отношению к той организации, чьи действия привели к ущемлению законных интересов предпринимателя
  • в прокуратуру
  • в суд
  • к Уполномоченным по защите прав предпринимателей Ленинградской области.

Жалоба в вышестоящий орган

Это самый простой способ защиты, такой механизм часто применяется, например, при обжаловании незаконных действий налогового органа. Необходимо в установленные законом сроки направить в вышестоящую инстанцию письменную жалобу, детально разъяснив в ней, какие права и при каких обстоятельствах нарушены, а затем ждать решения, которое также выносится в оговоренные сроки.

Например, в определенных случаях после решений налоговой инспекции обязательно досудебное обжалование (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Это решения:

1. О привлечении к ответственности/ об отказе в привлечении к ответственности, вынесенные по результатам налоговых проверок (камеральных либо выездных)

2. Об отказе в возмещении НДС.

Куда обращаться?

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ленинградской области

Рулева Елена Александровна

191311, Санкт-Петербург,
ул.Смольного, д.3
Тел./факс: (812)579-07-95,
E-mail: lenobl@ombudsmanbiz.ru
Сайт: http://www.ombudsmanbiz47.ru


Прокуратура Ленинградской области

194044, Санкт-Петербург,
Лесной пр., 20, корпус 12
Дежурный прокурор:
8 (812) 609-96-43
Сайт: http://prokuratura-lenobl.ru
Интернет-приемная:
http://prokuratura-lenobl.ru/reception

До момента вступления в силу обжалуемого решения, то есть в течение 10 дней со дня его вручения налогоплательщику, подается апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган, вынесший это решение. Рассмотрев апелляцию, вышестоящий налоговый орган вправе:

1. Оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу – без удовлетворения;

2. Отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

3. Отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Обжаловать решение в вышестоящем налоговом органе можно и после его вступления в силу. Но уложиться нужно в годичный срок с момента его вынесения: восстановить данный срок уже не получится.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе:

Если досудебное обжалование не дало ожидаемого результата, предприниматель имеет право на последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Все иные акты налоговых органов, принятые в ходе налоговых проверок, помимо рассмотренных выше, а также вынесенные ими по результатам других мероприятий налогового контроля, любые их незаконные действия/бездействие можно сразу обжаловать в судебном порядке. Досудебное обжалование в данном случае необязательно, но предприниматель вправе попробовать прибегнуть к нему до обращения в суд

Предприниматель может подать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда он узнал о нарушении своих прав. Но нужно обратить внимание, что срок судебного и досудебного обжалования в этом случае одинаковый – три месяца.

Как составить жалобу? Принцип составления жалоб един, но вышестоящие органы, как правило, подробно разъясняют, на какие детали предпринимателю нужно при этом обращать внимание.

Обращение в прокуратуру

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон № 2202-1) предусматривает возможность защиты предпринимателем нарушенных прав путем обращения в органы прокуратуры. Согласно статье 10 Закона № 2202-1 предприниматель может пожаловаться в прокуратуру в случае нарушения любого закона, например, местными органами власти.

Порядок рассмотрения жалобы предусмотрен в приказе Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации». В обращении нужно указать наименование органа, в который оно направляется, или Ф.И.О. и должность его сотрудника, а также Ф.И.О. составителя и почтовый адрес, по которому ему должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, поставлена личная подпись гражданина и дата.

Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Если имеются документы и материалы, подтверждающие доводы, изложенные в обращении, предпринимателю следует их приложить. По результатам предварительного рассмотрения жалобы прокуратура должна принять одно из следующих решений:

Обращения обычно разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в пределах 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Обращение в суд

Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, относится к задачам судопроизводства в арбитражных судах. Поэтому в случае необходимости предпринимателям следует обращаться с исковым заявлением в арбитражный суд. Требования к такому заявлению установлены в ст. 125 АПК РФ.

По правилам, прописанным в статье 152 АПК РФ, дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу.

Как показывает практика, в судебном порядке предпринимателям нередко удается оспорить и действия (или бездействия) органов власти, нарушающие их права.

Суды соглашаются с предпринимателями и в отношении необходимости отмены незаконных требований государственных органов.

Обращение к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ленинградской области

Из Закона № 78-ФЗ следует, что Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченные наделены довольно широким кругом полномочий. К примеру, в ходе рассмотрения жалобы они вправе:

В целом полномочия региональных уполномоченных схожи с полномочиями Уполномоченного при Президенте РФ. В то же время законами субъектов РФ им могут быть установлены и дополнительные полномочия.

Поэтому к составлению жалобы для направления уполномоченному по защите прав предпринимателей нужно подходить внимательно.

Вместе с тем возможности уполномоченных по правам предпринимателей довольно ограничены, не определена надзорная функция над органами власти. Также есть риск, что уполномоченный не примет жалобу предпринимателя или решение будет не выгодным для него. Нельзя говорить и о беспристрастности уполномоченных: они занимают государственные должности и получают денежное вознаграждение из бюджета.

Поэтому предпринимателям, права которых нарушены, целесообразно обращаться в несколько различных инстанций. Чем больше действий будет предпринято, тем выше шансы на восстановление справедливости и решение вопроса в пользу предпринимателя.