ГКУ «Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства»

191311, Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3, офис 3-166, 3-167, 3-170.

Телефон: 8 (812) 576-64-06

Электронная почта: office@813.ru

Сайт: 813.ru

Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области

191311, Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3, офис 2-164

Телефон: 8 (812) 710-00-16

Факс: 8 (812) 710-00-18

Электронная почта: small.lenobl@lenreg.ru

Сайт: small.lenobl.ru

Линия прямых обращений

8 (812) 576-64-06

Законодательство о надзорных каникулах и штрафах

«Надзорные каникулы»

13 июля 2015 года Президентом России Владимиром Путиным был подписал закон № 246-ФЗ , направленный на введение "надзорных каникул" для субъектов малого предпринимательства. Закон устанавливает запрет в течение трех лет на проведение органами государственного контроля и муниципального контроля плановых проверок в отношении субъектов МСП. Закон действует с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.

Но «надзорные каникулы» действуют не для всех. Под действие закона не попадают субъекты малого предпринимательства, осуществляющие виды деятельности, перечень которых установлен Правительством РФ. В частности, это деятельность в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Кроме того, контролирующие органы вправе включить в ежегодный план проведения плановых проверок субъекты малого предпринимательства, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения или в отношении которых было приостановлено и (или) аннулировано действие лицензии, и с даты проведения проверки, на основании которой было вынесено соответствующее решение (постановление), прошло менее трех лет.

Обращаем Ваше внимание, что нормами Закона № 246-ФЗ закрепляется право юридического лица или индивидуального предпринимателя подать в контрольный (надзорный) орган заявление об исключении его из ежегодного плана проверок, если данное лицо или предприниматель полагает, что проверка по нему включена в ежегодный план проверок в нарушение положений Закона № 246-ФЗ.

Также нужно иметь в виду, что «надзорные каникулы» распространяются не на все виды контрольных (надзорных) мероприятий.

Таким образом, в течение трех ближайших лет субъект малого предпринимательства может на законном основании быть освобожден от плановых проверок со стороны, к примеру, трудовой инспекции, ФМС, Роспотребнадзора и т.п., если субъект малого предпринимательства:

Вместе с тем Закон № 246-ФЗ не избавит субъекты малого предпринимательства от всех существующих видов государственного контроля. В частности, в указанный трехлетний период налоговые органы, органы ФСС, ФФОМС, ПФР, прокуратура и др. вправе назначить плановую проверку субъекта малого предпринимательства.

Внеплановые проверки остались

Обращаем Ваше внимание, что послабляющие меры, вводимые для стимулирования развития малого бизнеса Законом № 246-ФЗ, касаются только освобождения от плановых проверок. Что касается внеплановых проверок, то для инициирования такой проверки достаточно, в частности, обращения в контролирующий орган любого гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица в случаях:

Напоминаем, что основания для назначения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и процедура ее проведения регулируются нормами части 10 Закона № 294-ФЗ.

Где получить информацию о внеплановой проверке?

Отметим, что любая организация может получить информацию о том, собирается ли к ней внеплановая проверка, на сайте proverki.gov.ru. На данном интернет-ресурсе размещен единый реестр плановых и внеплановых проверок ФМС, инспекций Минтруда, МЧС и других контролирующих органов. Для получения информации необходимо ввести в специальной форме название организации и ее ИНН и кликнуть кнопку «Найти».

В реестре сведения о внеплановых проверках публикуются не позднее трех рабочих дней после издания приказа о назначении проверки, за исключением проверок, инициированных жалобами потребителями или угрозами причинения вреда жизни и здоровью. В таком случае сведения о проверках появляются в реестре уже после их начала.

Вместо штрафа - предупреждение

С 4 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ, и теперь штраф за административное правонарушение, совершенное впервые и выявленное в ходе государственного или муниципального контроля, подлежит замене на предупреждение. Это касается тех случаев, когда в Кодексе об административных правонарушениях РФ наказание в виде предупреждения не предусмотрено.

При этом важно, что замена штрафа предупреждением допустима, если нарушение не наносит имущественный ущерб, не причиняет вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия.

Кроме того, есть отдельные исключения, когда предупреждение вместо штрафа не назначается, например при недобросовестной конкуренции, подделке документов, незаконнном вознаграждении от имени юридического лица.

Профилактика правонарушений в бизнесе

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ внесены изменения в федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Две новые статьи:

В целях профилактики нарушений органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля должны:

Последние будут выдаваться хозсубъектам, если орган получил информацию о возможности нарушения, которое не приводит к фатальным или катастрофическим последствиям (законом перечислено, к каким).

К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа с юрлицами и ИП, относятся:

В случае выявления при этом нарушений надзорные органы принимают в пределах своей компетенции меры по их пресечению, а могут и назначить внеплановую проверку юрлица или ИП. Если нарушение не грозит фатальными или катастрофическими последствиями, то орган может ограничиться предостережением.