ЧТО ТАКОЕ ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА?

ЧТО ТАКОЕ ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА?

ЧТО ТАКОЕ ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА?

Об имущественной поддержке

Имущественная поддержка субъектов МСП и организаций поддержки предпринимательства предусмотрена Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Она осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, которые передают во владение или в пользование государственное или муниципальное имущество, в том числе:

  • земельные участки
  • здания, строения, сооружения
  • нежилые помещения
  • оборудование, машины, механизмы, установки
  • транспортных средства
  • инвентарь, инструменты

на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными программами.

О формировании перечней имущества

Для этого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

Перечни имущества подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.



Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами


Ежегодно, до 1 ноября текущего года, такие перечни должны дополняться государственным и муниципальным имуществом.

Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Аренда земельных участков

Участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, заявители декларируют свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, либо заявляют о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 5 статьи 4 указанного Федерального закона.

Аренда муниципального или государственного имущества считается выгодной альтернативой коммерческой аренде. Предпринимателей привлекают более низкие по сравнению с коммерческими арендные ставки, а также то, что договор, основанный на торгах, более легитимный. К тому же, он продолжительный (более года) и регистрируется в реестре сделок с недвижимостью. Привлекательными факторами являются неизменность арендной платы, стабильность арендодателя и длительность срока аренды.



лотло.jpg

Договор аренды муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Порядок проведения торгов на право аренды определяется в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды имущества, включенного в перечень, осуществляется:

  • по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды (торги);
  • без проведения торгов в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе по государственной или муниципальной преференции.


апапа.jpg

Аренда по результатам торгов

Извещение о проведении конкурса размещается не менее чем за 30 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, извещение о проведении аукциона - не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. Информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров размещается на официальном сайте РФ в сети интернет.

По истечении срока договора аренды, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении определенных условий:

Размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

Минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Аренда без проведения торгов

Без проведения торгов имущество, включенное в перечень, может быть предоставлено:

  • медицинским и образовательным организациям;
  • для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;
  • взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям;
  • в случае, если имущество является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем 20 кв. м. и не превышает 10% площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона;
  • на срок не более 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев;
  • в виде государственной или муниципальной преференции;
  • в других случаях, указанных в статье 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ.

Имущество, включенное в Перечни, может предоставляться во владение и(или) в пользование субъектам МСП на долгосрочной основе по льготным ставкам арендной платы с учетом условий:

  • Срок договора аренды составляет не менее 5 лет;
  • Арендная плата вносится в следующем порядке:
    • В первый год аренды - 40 процентов размера арендной платы;
    • Во второй год аренды - 60 процентов размера арендной платы;
    • В третий год аренды - 80 процентов размера арендной платы.
    • С четвертый год аренды и далее - 100 процентов размера арендной платы.

Помимо аренды государственного и муниципального имущества существуют договоры безвозмездного пользования и договоры на доверительное управление собственностью. В рамках подобных соглашений федеральная или муниципальная собственность передается малому предприятию на неопределенный срок. В свою очередь, другая сторона должна управлять полученной собственностью в интересах ее владельца или иного выгодоприобретателя.

В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ обращение субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, в том числе имущественной, носит заявительный характер.

В Ленинградской области распространена практика по предоставлению государственных или муниципальных услуг через многофункциональные центры.



аыа.jpg

В каждом Муниципальном образовании Ленинградской области утверждены следующие административные регламенты предоставления государственной или муниципальной услуги:

 

Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления во владение и (или) в пользование объектов имущества, включенных в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

 

Административный регламент «Предоставление сведений об объектах имущества, включенных в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

 

Административный регламент «Приватизация имущества, находящегося в муниципальной собственности в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

пвапвп.jpg


О приобретении имущества

Кроме того имущество, включенное в перечни, может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение имущества.

О преимущественном праве субъектов МСП

По умолчанию реализация преимущественного права субъектом малого и среднего предпринимательства возможна при выполнении следующих условий:
  • отсутствует задолженность по арендной плате
  • сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства
  • имущество не включено в утвержденный перечень имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
Но существует исключение. Субъекты малого и среднего предпринимательства по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный перечень, при условии, что:
  • арендуемое имущество включено в перечень имущества в течение пяти и более лет до даты подачи заявления
В соответствии с ФЗ от 03.07.2018 N 185-ФЗ расширены возможности участия малого и среднего бизнеса в процедурах выкупа государственного или муниципального имущества предусмотрена отмена срока действия преимущественного права на выкуп арендуемого имущества, а также ограничения по дате (1 июля 2015 года), по состоянию на которую арендуемое имущество должно находиться в аренде у субъекта малого и среднего предпринимательства в соответствии с договором аренды такого имущества для реализации преимущественного права выкупа.

О предоставлении сведений об имуществе

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.04.2016г. № 264 утвержден порядок предоставления сведений в Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», включая форму, состав и сроки предоставления сведений.

В целях реализации Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 264 Распоряжением Правительства Ленинградской области от 25.07.2016 № 540-р уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим взаимодействие с Корпорацией, определен Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области.

В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 264 органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом Ленинградской области, обязаны представлять в Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области сведения об утвержденных перечнях муниципального имущества, а также об изменениях, внесенных в перечни муниципального имущества, в течение 10 рабочих дней со дня их утверждения.