Изменение налогового режима

Изменение налогового режима

Изменение налогового режима

Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р (ред. от 08.11.2019) Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации

Уважаемые руководители!

Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области  разъясняет отдельные вопросы налогообложения при реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

С 1 января 2020 года налогоплательщики, реализующие лекарственные препараты, обувные товары и предметы одежды, принадлежности к одежде  и прочие изделия из натурального меха, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, применительно к единому налогу на вмененный доход (ЕНВД). 

С 01.01.2020 применительно к единому налогу на вмененный доход к розничной торговле не относится реализация товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (абзац 12 ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации) а именно:

- лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственными средствами»;

- обувных товаров, обязательная маркировка которых установлена распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р;

 - предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха (норки, нутрии, песца или лисицы, кролика или зайца, енота, овчины  и других видов меха), подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации на основании постановления Правительства РФ от 11.08.2016 № 787.

Обращаем ваше внимание, что при реализации в 2020 году вышеуказанных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, налогоплательщик утрачивает право на применение единого налога на вменённый доход по всем осуществляемым видам деятельности.

Для недопущения перевода на общую систему налогообложения налогоплательщику необходимо подать заявление до 31 декабря 2019 года для перехода на специальный налоговый режим, а именно, на  упрощенную систему или патентную систему налогообложения.

Как перейти с ЕНВД на УСН?

Перейти с вмененки на упрощенку можно только с начала календарного года. Для этого снимитесь с учета по ЕНВД в своей налоговой инспекции и подайте заявление на переход на УСН.

Подайте заявление на УСН в свою инспекцию до конца 2019 года.

Снимитесь с учета по ЕНВД в своей инспекции до 15 января 2020 года.

Дата снятия с ЕНВД — 1 января 2019 года. У инспекции есть 5 рабочих дней после получения вашего заявления, чтобы снять вас с учета на ЕНВД и выдать уведомление об этом.

Как перейти с ПСН на другую СНО?

Определите, какая система налогообложения (СНО) после патента вам подойдет: УСН, ЕСХН, и ОСН.

Подайте заявление на УСН или ЕСХН в свою инспекцию до 31 декабря 2019 года. Если выберете ОСН, переход произойдет автоматически с окончанием срока действия патента.

Если вы уже купили патент на 2020 год, все равно подайте заявление до 31 декабря 2019 года. Так вы перейдете на новую СНО сразу же после «слета» с патента.


Мы часто получаем вопросы по правилам работы с маркированными товарами при их продаже организациями и предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы – единый налог на вменённый доход (ЕНВД) и патентную систему налогообложения (ПСН). Эти вопросы связаны с тем, что данные организации могут применять контрольно-кассовую технику в упрощенном режиме, регистрируя продажи одной суммой, без товарной расшифровки кассового чека. Но при этом регистрация выбытия маркированной продукции из оборота подразумевает отражение таких товаров в кассовом чеке с указанием кодов идентификации каждого экземпляра такой продукции. Получается, что такое требование противоречит праву предпринимателей на ЕНВД и ПСН использовать кассу в упрощенном режиме.

Такая ситуация связана с несколькими положениями. Одно из них было разъяснено в Письме Минфина России от 31.05.2019 г. № 03-11-06/3/39855 «О применении ЕНВД, ПСН и УСН в отношении розничной торговли товарами, подлежащими маркировке контрольными (идентификационными) знаками». В данном письме отражена позиция Минфина по запрету применения ЕНВД и ПСН при торговле маркированными товарами в налоговых периодах 2020-21 годов. Но не по всей маркированной продукции, а только по трем товарным категориям – обувь, одежда и лекарства.

«Установление запрета на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) и патентной системы налогообложения (далее - ПСН) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю в части реализации товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотрено Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

При этом отмечаем, что в соответствии с пунктом 2 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 8 мая 2019 года N СА-П13-52пр признано целесообразным доработать вышеуказанный законопроект, уточнив, что к розничной торговле для целей применения ЕНВД и ПСН не относится реализация следующих трех групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками:

1) лекарственные препараты, обязательная маркировка которых установлена Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";

2) обувные товары, обязательная маркировка которых установлена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года N 792-р "Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации";

3) предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха, обязательная маркировка которых установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 года N 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха".

Также указано, почему Минфин считает нецелесообразным применять ЕНВД и ПСН при продаже маркированной продукции:

«Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, а налог, уплачиваемый в связи с применением ПСН, рассчитывается исходя из потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

Поскольку информационный ресурс маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками позволяет получать сведения о доходах налогоплательщиков в оперативном режиме, применение ЕНВД и ПСН в отношении реализации вышеуказанных товаров представляется экономически необоснованным, так как позволяет минимизировать налоговые платежи».

Минфин против получать от таких предпринимателей фиксированную сумма налога, потому что может в оперативном режиме получать от системы маркировки полную информацию о полученном доходе таких предпринимателей и уже этот доход облагать налогом.

В то же время в отношении предпринимательской деятельности по реализации указанных товаров налогоплательщики вправе применять, в частности, упрощенную систему налогообложения. Данная система для ИП тоже разрешает не расшифровывать состав чека, а регистрировать только его сумму.

Учет продажи маркированной продукции без кассового аппарата

Это очень важный вопрос, потому что именно в торговле обувью, одеждой, бельем и текстилем широко распространен такой вариант налогообложения. Таким образом, значительная часть предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, в случае принятия проекта акта ‎в предлагаемой редакции утратит право на применение ЕНВД и ПСН. ‎Так, по данным ФНС России, по состоянию на 1 января 2019 г. указанными предпринимателями было приобретено более 178 тысяч патентов на право использования ПСН и большинство из них в 2020 году потеряет право на применение такой системы налогообложения.

Каким образом совместить право предпринимателей на упрощенный вариант работы с кассовым аппаратом, а в некоторых случаях и на работу без кассового аппарата, с необходимостью регистрировать выбытие маркированной продукции из оборота? Оператор маркировки, компания ЦРПТ, предлагает вариант прямого внесения данных о продажах маркированной продукции через личный кабинет системы, минуя кассовый аппарат и ОФД. Для этого определен формат данных, в котором такую информацию можно собирать в течении заданного периода (например, один раз в 30 дней) и уже в виде подготовленного файла загружать напрямую в «Личный кабинет» системы маркировки.

Видимо именно в таком варианте смогут работать те компании, которые сохранят право на «неприменение ККТ» при торговле маркированной продукцией или те, которые не захотят переходить на потоварное отражение продаж в кассовом чеке. Но, в связи со сложностью такого подхода, можно смело сказать, что таких компаний будет не так много. Затраты на организацию «параллельного» учета маркированной продукции будут сопоставимы с затратами на приобретение и эксплуатацию кассового аппарата.

Также не следует забывать, что в 2019 году маркировке, кроме указанных в качестве исключения для ЕНВД и ПСН трех товарных категорий (обувь, одежда и лекарства), подлежит табачная продукция, парфюмерия, фототехника и шины. Уже озвучены планы Правительства по расширению системы маркировки на бакалею, безалкогольные напитки, бытовую химию и молочную продукцию. Судя по письму Минфина эти категории товаров можно будет продавать и с использованием ЕНВД и ПСН. Но при этом придется каким-то образом организовать процесс учета продаж маркированной продукции. 


По информации от управления федеральной налоговой службы по Ленинградской области Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ внесены изменения в понятие «розничной торговли» установленное абзацем 12 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Для целей главы 26.3 НК РФ с 01.01.2020 не относится к розничной торговле реализация товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации, а именно:

- лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственными средствами»;

-обувных товаров, обязательная маркировка которых установлена Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р;

 - предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации на основании Постановления Правительства РФ от 11.08.2016 № 787.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.08.2016 № 287 с 2016 года обязательной маркировке  средствами идентификации подлежат предметы одежды из меха норки, нутрии, песца или лисицы, кролика или зайца, енота, овчины и других видов меха.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р с 01.07.2019 обязательной маркировке средствами идентификации подлежат обувные товары, имеющие следующие оды по Общероссийскому классификатору продукции по вилам экономической деятельности  (код ОКПД):

- обувь водонепроницаемая на подошве и с верхом из резины или пластмассы, кроме обуви с защитным металлическим подноском (код ОКПД 15.20.11);

- обувь на подошве и с верхом из резины или пластмассы, кроме водонепроницаемой или спортивной обуви (код ОКПД 15.20.12);

- обувь с верхом из кожи, кроме спортивной обуви, обуви с защитным металлическим подноском и различной специальной обуви (код ОКПД 15.20.13);

- обувь с верхом из текстильных материалов, кроме спортивной обуви (код ОКПД 15.20.14);

- обувь для тенниса, баскетбола, гимнастики, тренировочная обувь и аналогичные изделия (код ОКПД 15.20.21);

- обувь спортивная прочая, кроме лыжных ботинок и ботинок с коньками (код ОКПД 15.20.29);

- обувь с защитным металлическими подноском (код ОКПД 15.20.31);

- обувь деревянная, различная специальная обувь и прочая обувь, не включенная в другие группировки (код ОКПД 15.20.32);

- обувь лыжная (код ОКПД 32.30.12).

Таким образом, в целях главы 26.3 НК РФ к розничной торговле с 01.01.2020 не относится реализация подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации предметов одежды из меха норки, нутрии, песца или лисицы, кролика или зайца, енота, овчины и других видов меха, вышепоименованных обувных товаров и лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации, а том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии  с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ.

При этом  Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.19 № 860 (далее – Постановление № 860) установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 01.03.2020 года.

Основываясь на данной норме законодательства, Министерство финансов Российской Федерации в письме 28.11.2019 № 03-11-09/92662, официально доведенном до налоговых органов Российской Федерации для использования письмом Федеральной налоговой службы от 09.12.2019 № СД-4-3/25144@, указывает на возможность применения налогоплательщиками ЕНВД в отношении розничной реализации обувных товаров до 01.03.2020.

Таким образом, учитывая указанные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, с 01.03.2020 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не может применяться в отношении розничной торговли обувными товарами, подлежащими обязательной маркировки средствами идентификации. 

Следует отметить, что Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ внесены изменения в п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ, действующие с 01.01.2020. Так, если при осуществлении видов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, указанных в пп. 6 и пп.7 п. 2 ст. 3446.26 НК РФ, налогоплательщиком была осуществлена реализация товаров не относящаяся к розничной торговле в соответствии с абз. 12 ст. 346.27 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕНВД, и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения указанных требований.

Из вышеуказанного следует, что при реализации в 2020 году товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, налогоплательщик утрачивает право на применение ЕНВД по всем осуществляемым видам деятельности.

Вместе с тем, положения статьи 346.28 НК РФ и статьи 346.13 НК РФ позволяют действующим индивидуальным предпринимателям сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД, представив в налоговый орган в течение пяти дней  со дня прекращения предпринимательской деятельности заявление о снятии с учета     в качестве плательщика ЕНВД, и перейти на упрощенную систему налогообложения в срок не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход.